БОВДУЙ ПОДНЯЛ ХОККЕЙ В ОРСКЕ
– Роберт Александрович, как вы попали в Орск?
– Наша семья жила в маленькой деревне, откуда переехали в Орск в 1957 году. Хоккеем начал заниматься в Орске на стадионе «Зенит» – в 10-11 лет. Катались на валенках… Тогда в Орске культивировался только русский хоккей, поэтому начинал играть в хоккей с мячом за юношей 1945 г.р. Тренером у нас был Иван Николаевич Арефьев. Видимо, отличался чем-то, раз взяли играть за ребят на два года старше… А мой 1947-й г.р. тогда еще не участвовал в соревнованиях на первенство города.
– Бовдуй тренировал орчан в какой разновидности хоккея?
– В хоккее с шайбой. Виталий Михайлович Бовдуй приехал из Свердловска – там хотели забрать его в армию. В Орске его «спрятали» на военном заводе. Сначала Бовдуй был игроком, а позже стал тренером. Хоккей в Орске «поднялся» его усилиями. Сперва в команде были одни «варяги». А потом начали расти местные ребята 1945 – 1948 гг.р. Появились свои воспитанники: Юрий Фролкин, Валерий Тремаскин, Федор Горшенин, Райхан Куканов, Вячеслав Кибиткин, Анатолий Панферов…
– В каком году появился Бовдуй?
– Я поступил в машиностроительный техникум после восьмого класса. Бовдуй уже был в городе.
Наверное, в 1961 – 1962 годах. У нас был класс «Б». В эти же годы появился в Орске и хоккей с шайбой. Раньше в городе было очень много клубов: «Зенит», «Пищевик», «Нефтяник»… У «Зенита» была своя коробка (естественно, без трибун, но крытая). В спортивном клубе «Южный Урал» уже была цивильная коробка, где играла команда класса «Б».
– Какие еще воспоминания остались у вас от хоккейного Орска?
– Воспоминания в основном, когда были молодыми… Бывало, что мы с Кукановым и Кибиткиным таскали форму у приезжих хоккеистов, когда те напьются. Еще помнится то, что Бовдуй – прекрасный тренер, который очень много дал мне в жизни и как человек, и как специалист. В бытность моей работы детским тренером применял его методы на практике. Бовдуй – выдающийся тренер, который «поднял» орский хоккей на высокий уровень. Если бы не он, ничего бы не было…
НА СТАДИОН ЧЕРЕЗ ФОРТОЧКУ
– Где вы впервые познакомились с хоккеем с шайбой?
– На «Зените». Я играл за детей, потом за подростков. Бовдуй следил за первенством города, и где-то в 15 лет стал привлекать меня в команду мастеров.
– Роберт Александрович, а что за история с форточкой у вас дома?
– Я жил в 20 метрах от стадиона «Зенит». Всё время хотелось кататься… Ночью родители не отпускали на улицу: всё было строго. Мы с Толей Панферовым жили в одной квартире. Раньше были дома с большими форточками… Мы с ним через форточку сбегали на каток. Там прожектор освещал всю ночь каток…
БОВДУЙ ОТПРАВИЛ К ЭПШТЕЙНУ. ОКАЗАЛСЯ В УФЕ
– Кто поспособствовал вашему переходу из Орска в Уфу?
– Наш тренер Бовдуй. Мы участвовали в финале молодежных команд в Ярославле. Он созвонился с Николаем Семеновичем Эпштейном – я поехал на просмотр. Жил в одном номере с Серёгой Николаевым (он тогда играл за Воскресенск). Бовдуй договорился с Эпштейном через Григория Мкртычана, который работал в Федерации хоккея страны. Эпштейн сказал: «Езжай, готовься, мы за тобой будем следить». В Уфу я приехал в 1967 году.
– Кто пригласил вас в Уфу?
– Главным тренером тогда был Субботин. У меня был вариант играть за Ярославль. Внезапно в Орск приехали из Уфы… Ярославцы тогда играли в лиге ниже – и поехал в Уфу.
– Из Уфы за вами приехал тренер Субботин?
– Ко мне домой приехал начальник команды Рефкат Ринатович Валеев, переговорил с родителями. Он приехал в командировку на наш 11-й завод (раньше профсоюзы так делали).
– Как вас встретили в Уфе?
– Нормально. Анатолий Юшков, Геннадий Казаков (тогда были ведущими игроками) сразу проверили меня «на вшивость». Пришли, кое-что купили… Я нормально проявил себя. Потом еще в магазин сбегал… (улыбается) Шутка!
ОТЕЦ – БОЛЕЛЬЩИК. СЫНОВЬЯ – ХОККЕИСТЫ
– Отец сразу дал согласие на ваш переезд в Уфу?
– Да. Отец Александр Алексеевич был большим любителем и болельщиком хоккея, всё время ходил на мои игры в классе «Б». Тогда же у нас участвовала вся Челябинская область: «Металлург» Магнитогорск, Чебаркуль…
– Роберт Александрович, у вас есть братья?
– У меня два брата и две сестры. Братья младше меня. Они тоже пытались играть в хоккей, но не получилось… Второй брат после меня – Валера, а третий – Радик. Радик ушел в городки и стал мастером спорта. Года три (пока не женился) жил в общаге от завода.
– У вас два сына?
– Да. Роберт сейчас работает в городе Салавате с юными хоккеистами 2003 г.р. Второго сына звали Валерьян. К сожалению, его уже нет в живых… Он доиграл в хоккей до «молодежки», немного играл за «Авангард».
УФИМСКИЙ «САЛАВАТ ЮЛАЕВ»
– Какие тройки нападения в Уфе были наилучшими?
– Знаменитая тройка Заварухин – Быков – Казаков.
– Речь о составах, в которых играли вы…
– Когда я приехал, начинал в тройке с Димой Пролыгиным и Валей Колечкиным. По результативности в команде я был в тройке лучших бомбардиров. Когда распалась тройка Заварухина, то играл с Быковым. У нас были разные центральные нападающие: Ирек Гимаев (через год его забрали в ЦСКА), Миша Анферов (потом играл в московском «Динамо»). Это было во времена, когда нас тренировал Никитин. Потом играл с Леонидом Макаровым (в центре), Владимиром Герасимовым. При Азаматове была хорошая тройка с Заикиным. Играл с Юрием Гомоляко (в центре) и Фагимом Карюковым (из Стерлитамака).
ПЕНЗА. МИНСК. МОСКОВСКИЙ «СПАРТАК»
– В Уфе были интересные моменты?
– Как сейчас помню… В Уфе мы играли с Пензой. «Горели» 0:5. Каравдин не знает, что делать. Первый и второй состав не могут использовать моменты… А мы (Карюков, я и Гомоляко) играли в третьем звене. Он плюнул на всё и выпустил нас. Использовали одно удаление, второе… Был еще момент. Шайба идет справа, с ползоны (как при добивании). Юра стоит в центре на «пятаке». А клюшки-то у нас были деревянные… (улыбается) Я щелкаю, посылаю шайбу низом – он подставляет клюшку и у него и шайба, и клюшка залетают в ворота (улыбается). Мы выиграли 6:5. Это было в 1970 или 1971 году.
– Вы – один из первых хоккеистов, кто забил шайбу с отрицательного угла.
– Да, было такое в Минске. У них стоял челябинский вратарь Семенов. После броска шайба улетела за лицевую линию, к борту. Семенов стоял к ней спиной. Рикошет…
– Вы решили сыграть как в бильярде?
– Да-да! А там больше никак не оставалось… Пас некому было отдать… А забивать-то надо!
– У вас были голы, которые помните до сих пор?
– Приехал московский «Спартак» – мы обыграли их 9:5. Я выше «один в ноль» и забил хороший гол в «девятку». Тренировал москвичей Роберт Черенков. Запомнил, потому что тоже Роберт…
Челябинск «поднял» хоккей в Уфе
– Вы играли, когда в Уфе в воротах был Чередник…
– Это наш выдающийся вратарь! Он много лет был основным. Если кого-то приглашали, он так работал над собой, что не давал партнеру занять своё место. Знаю, что он родом из Челябинска.
Если брать по большому счету, хоккей в Уфе «поднял» Челябинск. Большая благодарность челябинским хоккеистам! Геннадий Казаков, Анатолий Юшков, братья Бородулины, Валя Колечкин. Выдающимся игроком был Юра Беляев из Перми.
Игорь Золотарев. Фото из архива Р.А. Мурдускина
- Первый магнитогорец в олимпийской сборной
- Анатолий ЧИСТЯКОВ: «О хоккейной юности в Златоусте–36»
- 207 шайб за «Трактор» в элите
- 11 сезонов в «Тракторе»
- Полжизни в хоккейной Тюмени
- Живая история хоккея Свердловской области
- Настоящий патриот «Трактора»!
- Россыпь хоккейных имён
- С периферии получился хоккеист Артемий
- Трёхгорный ставит на юношеский хоккей